Наверх

Музыкально-литературный лекторий

 

Одно из направлений деятельности филармонии - просветительство. Оно реализуется, во многом благодаря музыкально-литературному лекторию, в составе которого солисты-вокалисты (их большинство), солисты-инструменталисты, чтецы и лекторы-музыковеды. Многие нижегородцы не знают о существовании такого подразделения, филармония для широкой публики - это прежде всего оркестр. Действительно, работа лектория не на виду: афиш лекторийных концертов нет на филармонических стендах города, нет анонсов этих концертов в СМИ, нет отзывов прессы. Нет в этой работе парадного блеска прославленной Нижегородской филармонии, нет оваций и корзин цветов, как это обычно бывает на легендарной сцене Большого филармонического зала. Нет, потому что лекторий - это выездные бригады, выступающие для неподготовленной публики на заранее определенной площадке. Работа требует самоотверженности, выносливости, мобильности при высоком уровне профессионализма. 

 Артист как правило выходит к публике, которая: его не ждет, не увлекается академической музыкой, полна иронии по поводу её величия и часто понятия не имеет о том, что такое филармония, путая это слово со словом "консерватория". Лекториец должен пробудить интерес к классике, подарить шанс каждому слушателю на то, чтобы прийти в концертный зал, как бы "вручить флайер" на посещение Кремлевского зала или хотя бы на посещение сайта классической музыки. Когда говорят, что от лектория зависит будущая наполняемость Большого зала филармонии, определенная доля правды в этом есть.

Лекторий - это выездные бригады. Это ранние выезды. Это дороги, многочасовые переезды. Это самые необычные площадки, где порой сцены нет и быть не может - производственные цеха, спортзалы, столовые и т.д. В каждой артистической судьбе есть переезды в связи с гастролями, фестивалями или конкурсами. Но для артиста лектория поездки - это не временные трудности, а будни. При этом количество лекторийных концертов ошеломляет. Общее число их превышает тысячу в год. Однако, трудности выездной работы - секрет для слушателей, о котором никто из зала не должен ни узнать, ни догадаться. Артист бригады лектория должен выглядеть как артист Нижегородской Государственной Академической филармонии: свежо и парадно, с прической и улыбкой, в голосе и с настроением. Выручает профессионализм. Очень выручает личное обаяние - без грима и рампы, буквально в метре от зрителя оно порой выручает больше, чем всё вышеназванное.

В лектории постоянно обновляется состав, отчего трудно рассказать об отделе по персоналиям. Те, кто всё же остается в отделе,- редкие универсалы. Они способны выступить на любой аудитории: в детском саду, в школе, в техникуме, в ВУЗе, в библиотеке, на ферме, в Доме колхозника, в санатории...Репертуар поражает фантастически широким диапазоном: от детской песенки из мультфильма до арии Вагнера с оркестром в Кремле. Заслуженные артисты России и лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов из числа лекторийцев ежегодно представляют сольные программы в Малом и Большом залах филармонии, успешно сотрудничают с академическим симфоническим оркестром филармонии и оперными театрами России. Профессиональный уровень этих программ позволяет назвать лекторий "камерной филармонией".

Солисты лектория работают в составе бригад. Но есть возможность увидеть артистов отдела полным составом. Такие концерты проходят в Кремлевском зале в рамках летних сезонов филармонии и, как правило, собирают аншлаг. Вечер вокальной музыки становится украшением благотворительных вечеров. Для публики это возможность услышать в одном концерте любимые мелодии самого широкого жанрового диапазона: отрывки из опер, романсы, народные песни, номера из оперетт и мюзиклов, песни советской эстрады. Для артистов лектория это стимул для творческого роста. Традиционно такие концерты солистов (вокалистов и инструменталистов) завершаются эффектным парадом, когда на сцену выходит весь состав участников в сопровождении аплодисментов зала, и эти несколько минут есть лучшее доказательство большого мастерства лекторийцев. Силами отдела в Большом зале проводятся и праздничные концерты.

Название "лекторий" осталось ещё с советских времён, но "областная филармония" уже не та, что прежде. Сборные программы со вступительным словом музыковеда по тематике "красные даты календаря" или "юбилеи выдающихся людей" уступили место интерактивным программам на актуальные темы о роли искусства в обществе.
   Сегодня лекторий предлагает три абонемента для разных возрастов детской аудитории по четыре программы в каждом, праздничные концерты, сольные концерты ведущих мастеров сцены, прошедшие в абонементах большого и малого залов. Все они формально называются лекции-концерты, как и много лет назад, но значительно изменились требования к уровню программ и подаче материала.

Лекторий - настоящая экспериментаторская площадка. Здесь нет строгого регламента большой сцены, зато есть необходимость быть интересным публике, отчего возможны к воплощению самые смелые фантазии (под присмотром худсовета, конечно). Программы для детей превратились в интерактивные концерты. Для младших школьников (1-4 кл.) в рамках абонемента "Музыка...Сказка...Мы" идут музыкальные сказки в костюмах и с декорациями, в подготовке которых участвуют профессиональные режиссёры и хореографы. Для среднего звена (5-8 кл.) абонемент "Спасибо, Музыка, тебе!" предлагает беседы-дискуссии лектора-музыковеда и подростков на темы классической музыки с последующим прослушиванием музыки. Для старших классов, колледжей и техникумов цикл концертов "Не бывает напрасным прекрасное"- программы, приближенные к академическому формату.

Лекторий - проект возможностей. Молодые артисты, едва закончившие консерваторию, а порой ещё студенты, получают шанс выступать на настоящей сцене. Рядом с мастерами они учатся профессии на практике. Сценический опыт, полученный в лектории, для любого артиста колоссален. Невольно хочется приписать "и обязателен", но берут не всех.

В лектории, как в плавильном котле, мешаются традиции и современность. Формы подачи музыки и принцип отбора материала постоянно меняются. Даже на протяжении последнего десятилетия сильно ощущается, что зритель другой. Программы, которые еще 10-8 лет назад шли "на ура", сегодня требуют адаптации. Артисты лектория стараются не потерять волну понимания с детской аудиторией, воспитанной новым временем гаджетов и клубной культуры. Стараются за счет прихода молодежи, постоянного мониторинга площадок, приветствия новых идей.

Филармония в лице лектория идет к людям. Так было всегда, так есть и теперь. "Пилюля в конфетке", - так называют лекторий сами артисты, -и обучает, и развлекает. При беглом взгляде на работу лектория может возникнуть иллюзия "размена Большого искусства". Поверьте, это не так. С чистого листа вообще трудно начинать. "А как бы начали вы?" - хочется спросить в ответ на упрек. Для желающих есть концерты симфонического детского(семейного) абонемента "По ступенькам музыкальных знаний" в Кремле, детский филармонический абонемент "Органная азбука" с участием музыковедов и вокалистов лектория, абонемент "Музыка в джинсах" для молодежи... А для тех, кто ещё не понял, чего он желает - выездные концерты лектория.

Лекторий - это стиль жизни. Никто вам не расскажет столько актерских баек, сколько лекториец. Не знаете, как лучше проехать в Первомайск и где там можно перекусить? - спроси лекторийца, он знает область как свои пять пальцев. Как знает и черты стиля Д.Д.Шостаковича, и тональный план Увертюры-фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта", и каденцию А.Патти к «Соловью"Алябьева», и особенности постановки рук Глена Гульда....

 

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.
   Одна артистка лектория рассказывала, как однажды ей в автобусе приятный молодой человек уступил место. Едва увидев её, он вскочил и восторженно воскликнул "Садитесь!" Несмотря на ее отказ, он настаивал, не сводя с неё удивленных глаз. Что там скрывать, ей, как женщине, было приятно, и, не без кокетства, она прошептала "Спасибо, какой Вы..." На что красавец ответил: "Что Вы! Я вырос на ваших концертах! Помните, Вы к нам в школу приезжали, Медвежонка играли"..... Таких случаев десятки, один чуднее другого. Лекторийцев узнают повсюду: в магазинах, на рынках, в детских садах, церкви, даже в роддоме. Наверное, это и есть "народный артист". Не номинально, а фактически.