Девятого июня юбилейный день рождения отмечает директор и художественный руководитель Нижегородской филармонии, заслуженный деятель искусств России Ольга Томина. Этот разговор с Ольгой Николаевной получился не только о ее личном событии в жизни, но и о 80-летии филармонии, которой она руководит не один десяток лет.

Среди самых выдающихся

Ольга Николаевна напомнила, что история филармонии началась даже не в прошлом, а в позапрошлом столетии с русских музыкальных сезонов на Всероссийской промышленной ярмарке с участием самого Шаляпина, благотворительных концертов композитора Балакирева, просветительской деятельности Виллуана и Улыбышева...

- Ольга Николаевна, вы не раз подчеркивали, что филармония – это культурные ворота города.

- Так и есть на самом деле. Авторитет ее руководителей - сначала Александра Когана, сменивших его потом на этом посту Лазаря Гельфонда, Геннадия Никитина - был в мире музыки настолько велик, что по первому их зову приезжали выдающиеся исполнители, дирижеры, композиторы. При Никитине началось фестивальное движение в нашей стране. Вместе с художественным руководителем симфонического оркестра Израилем Гусманом, удивительным человеком и генератором идей, он поддержал предложение Мстислава Ростроповича, а по сути уникальную акцию, и первый фестиваль «Современной музыки» состоялся именно в Горьком. Весь цвет музыкальной культуры страны собрался в июне 1962 года в нашем городе, ну а приезд победителя первого международного конкурса имени Чайковского американского пианиста Вана Клиберна, событие неслыханное для закрытого города, стал мировой сенсацией.

- Традиции тех незабываемых праздников продолжает теперь Сахаровский фестиваль. Его концепцию вы придумали и осуществили в 1992 году вместе с выдающимся музыкантом, руководителем квартета имени Бородина Валентином Берлинским.

- Нашу идею поддержали многие известные деятели искусства и в первую очередь Мстислав Ростропович. Он увидел в новом начинании продолжение исторических традиций знаменитых нижегородских фестивалей «Современная музыка».

- В те, лихие девяностые годы, когда немало музыкантов вынуждены были покидать родину, вы рискнули - и победили.

- Мы и сами не ожидали такого результата, когда лучшие отечественные и зарубежные артисты без всяких предварительных условий дали согласие на участие в первом фестивале «Русское искусство и мир». За четверть века состоялось четырнадцать праздников музыки, каждый из них – это фейерверк выступлений целого созвездия блестящих исполнителей из России, Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции, Италии, Израиля и других стран. Фестиваль имени Сахарова признан одним из значительных событий российской культуры, получил широкую международную известность, первым в стране был принят в Европейскую Ассоциацию фестивалей при ЮНЕСКО.

 - Ольга Николаевна, согласитесь, филармонию невозможно представить без симфонического оркестра.

- Вы правы! Нелегко подобрать слова, чтобы оценить все сделанное для него основателем Семеном Львовичем Лазерсоном, потом в течение трех десятилетий Израилем Борисовичем Гусманом. При нем скромный провинциальный оркестр достиг высокого профессионального уровня, превратился в лучший коллектив страны. В репертуаре оркестра сегодня - почти вся классическая и современная музыка, он является первым исполнителем ряда произведений Шостаковича, Хачатуряна, Щедрина, Шнитке, Канчели, Свиридова и главным участником всех наших фестивалей. Авторитет Гусмана как музыканта был неоспорим, у него учились дирижированию Мстислав Ростропович и Владимир Спиваков, за пульт нашего оркестра единственный раз в жизни встал Дмитрий Шостакович. Достойно продолжает лучшие традиции Гусмана нынешний руководитель АСО Александр Михайлович Скульский.

- Однажды вы напомнили журналистам шуточный афоризм: «Полный зал – «легкий наркотик для директора».

- Аншлаг – это оценка всей нашей деятельности. Как его организовать? Мы ведем переговоры с артистами, со многими из них дружим. В проведении фестивалей - того же Сахаровского, юных дарований «Новые имена» - нам помогают наши благотворители. Их немало, но мы и сами зарабатываем дополнительные средства.

Учить – всегда, звучать - везде

- Вас не смущает, что в паузах при исполнении масштабных произведений в зале раздаются иногда аплодисменты?

- Нисколько! Соглашусь с мнением одного моего коллеги, он сказал: «Меня это радует: в зале появились новые слушатели! Они пока не знают, что в перерывы не принято аплодировать, со временем поймут и будут нашими верными друзьями». Вспомните, что говорил Шостакович: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».

- За сезон филармония проводит почти две тысячи концертов, большая часть из них – абонементные. В чем их отличительная особенность?

- Абонемент по большому счету – форма образования, определенный цикл концертов, сопоставимый с учебным курсом. Например, в популярном абонементе № 1, «Пять из десяти», позволяющем слушателям самим выбирать программы, звучат как шедевры отечественной и зарубежной классики, так и редко исполняемые или совсем незнакомые нижегородцам произведения. Почти сорок лет существует «Филармония школьника» - стройная система воспитания художественного вкуса у детей и юношества. При всей своей занимательности серьезные цели ставит дневной абонемент «По ступенькам музыкальных знаний»: он учит подростков понимать язык музыки. Заслуженная артистка России Заряна Скульская знакомит ребят с «Органной азбукой» - органным творчеством композиторов прошлого и наших земляков. Искусство художественного слова дарят зрителям ведущие мастера жанра из Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга. «Горьковским чудом» назвал в свое время организацию литературных концертов в нашем городе корифей сценического слова Дмитрий Журавлев.

Но филармония - не только Большой и Малый залы в Кремле, не только музей-усадьба Рукавишниковых, зал Нижегородской консерватории и Литературного музея им. Горького; это и выездные музыкальные, литературные концерты лектория в школах, на предприятиях, домах отдыха. Нельзя не упомянуть о сельских филиалах филармонии в Нижегородской области.

Наша особая гордость - летние благотворительные сезоны симфонической музыки. Они проводятся на протяжении почти 60 лет, подобной практики нет ни в одном городе страны. В грядущем юбилейном сезоне, который откроем 5 октября концертом в честь 100-летия со дня рождения Израиля Борисовича Гусмана, меломанов ожидает немало музыкальных сюрпризов, традиционные и новые абонементы, отвечающие своему основному предназначению – духовному развитию взрослых и юных слушателей.

- Один нижегородский сатирик посвятил вам блестящую эпиграмму. Всю цитировать не будем, приведем только первые строчки: «Что музыке чужда оскомина, об этом знает Ольга Томина». Это действительно так?

- Безусловно, в репертуарной политике мы стремимся сохранять традиционное жанровое разнообразие от академических до современных эстрадных. Разумеется, основа программ – классика, но в филармоническом зале звучит современная и даже авангардная музыка. Что же касается моих собственных музыкальных пристрастий, это композиторы Х1Х века и, конечно, Дмитрий Шостакович.

- Верите ли вы в судьбу?

- Да. В моей трудовой книжке всего одна запись - Горьковская (Нижегородская) филармония: она сделана пятьдесят лет назад. Филармония для мня – это не просто место работы, а судьба и образ жизни. Я с оптимизмом смотрю в будущее. Для этого есть все основания: забота и внимание регионального руководства, решение многих годами копившихся проблем. Например, к 80-летнему юбилею филармонии при поддержке губернатора и Правительства Нижегородской области были закуплены новые инструменты лучших производителей и концертный рояль Steinway, сшиты новые фраки и платья для оркестрантов... Благодаря этой поддержке в Нижегородской филармонии будет установлен виртуальный зал.

Владимир ШЛЫКОВ.