Наверх

Встреча с виртуозом

 «Музыка – это язык, еще один способ постижения мира», - Екатерина Мечетина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все мы любим музыку. Пристрастие это ничем не обуздать. Его наличие или отсутствие не зависит от профессии, места жительства и прочего. Те нижегородцы, которым особенно близка классическая музыка, порадовались в минувшую субботу: в Нижегородской филармонии стартовал новый сезон. Но музыку хочется не только слушать - о ней хочется рассуждать, и желательно вести беседу с профессионалом. В Международный день музыки в Нижний Новгород приехала знаменитая пианистка Екатерина Мечетина. Nevvod побывал на официальной встрече с ней, узнал, каковы личные взгляды Екатерины на творчество и какие музыкальные вопросы интересуют нашу молодежь.    


Екатерина Мечетина - пианистка, солистка Московской государственной филармонии. Ее заслуженно называют одним из наиболее ярких представителей нового поколения музыкантов. От звуков ее игры сложно оторваться, ее яркая внешность также притягивает внимание. В минувшую субботу Екатерина охотно отвечала на вопросы нижегородцев, а после, разумеется, выступила на сцене Нижегородской филармонии.  


На конференцию с Екатериной собрались самые разные молодые люди и девушки: студенты ННГУ им. Лобачевского, архитектурно-строительного университета, консерватории им. Глинки, медицинской академии и театрального училища им. Евстигнеева. Некоторым выступить со своим вопросом перед Екатериной Мечетиной было весьма затруднительно: и голос дрожит, и куда руки деть непонятно... Больше всего волновался тот, кто тянул руку первым. Но по реакции Екатерины на вопрос-дебютант стало понятно, что бояться нечего. Она не станет смеяться над заиканиями, не будет поправлять ошибки и ни за что не перебьет

.  

 

встречасмечетиной-1.jpg

 

Заметно, что самой популярной в России женщине-пианисту приходится очень часто вести диалог с молодежью. Особый опыт для нее - это недавно созданная Ассоциация студенческих клубов классической музыки, куда попасть может каждый желающий. К таким же любителям музыки, как и она сама, Е. Мечетина относится с трепетом. Каждого спрашивающего пианистка помнила по имени и по ходу речи связывала один вопрос с другим. Конференция незаметно перетекла в дружескую встречу или точнее в душевную беседу педагога и учеников.  

 
Так каковы же были самые необычные вопросы, прозвучавшие на конференции? Nevvod предусмотрительно их записал и теперь делится с вами.  

 
Самым смелым оказался Руслан, студент второго курса музыкального училища: среди полнейшей тишины он осмелился поднять руку. Надо сказать, что публика после первого вопроса оживилась, и уже многие стали рваться задать свой вопрос. Руслан затронул ту тему, без которой не обходится ни одно интервью или конференция с Е. Мечетиной. «Каковы же различия между тем, как на фортепиано играют мужчины, и тем, как это делают женщины?» - весьма наивный вопрос молодого человека вызвал всплеск смеха в зале. Екатерина не отступила от накатанной дорожки и ответила классическим для себя высказыванием: «Разве кто-то говорит «мужчина-пианист»? Нет, это звучит дико! Вот когда женщина - пианист, мы уточняем. В игре на фортепиано нет принципиальных различий по полу. В балете или в вокале они есть, они имеют значение, но для пианистов все по-другому».

 

 

встречасмечетиной-15.jpg


  «Нужно быть взыскательным к себе до момента выхода на сцену. Если артист не верит в себя, то и публика ему не поверит» 


По ходу конференции Е. Мечетина давала советы еще не очень опытным музыкантам. Говорила о том, что у каждого - своя норма профессионализма. Бывают моменты, когда в нас   «не горит», нет желания играть на инструменте: в такие моменты ни в коем случае нельзя заставлять себя это делать. Екатерина привела высказывание Д.А. Башкирова о том, что музыкант - это пальцы, голова и сердце, и от того, какой компонент человек ставит на первое место для себя сам, зависит весь характер его игры.  


  «Вы спрашиваете, как достичь профессионализма и при этом не выгореть? Удивляться! Удивляться всему и всегда!» 


Важный и интересный вопрос задал молодой человек из театрального училища: «Заключаете ли вы в свое исполнение какой-либо месседж? Что вы хотите донести до зрителя?» Односложно ответить не получилось. Екатерина утверждает, что главное - не выходить на сцену пустым, равнодушным. Эмоции могут быть любые, даже негативные, но нельзя допускать их отсутствия. Пианистка рассказала нам историю из своей практики (впрочем, Екатерина часто ее рассказывает). История о том, как ей предстояло сыграть концерт С.В. Рахманинова в день его рождения. В глубине сцены по этому поводу разместили портрет Сергея Васильевича. Екатерина об этом узнала, только выходя на сцену. При виде изображения композитора она смутилась, заволновалась: придется же играть перед ним! «Тогда месседж был таков: я играла так, чтобы самому Рахманинову понравилось». Вот как бывает в жизни музыкантов.  

 

встречасмечетиной-11.jpg


  «У меня каждый день - день музыки... Иногда хочется просто побыть в тишине на природе». 

 

 


Близкий самой Е. Мечетиной вопрос задала Сабина, студентка филологического факультета ННГУ: «М.С. Казиник утверждает, что необходимо воспитывать в детях «homo musicus», то есть «человека музыки». Какую роль играет именно музыкальное образование по-вашему?» Екатерина по своей собственной традиции хвалит за вопрос, отмечает его особенности и приступает к ответу. «Я бы ввела обязательное музыкальное образование, музыка заставляет мозг по-другому развиваться. Музыка - это еще один язык, способ постижения мира. Семь лет детской музыкальной школы никому бы не повредили». 


  «Мы все на своем месте. Недооцененных людей нет. Если вам кажется, что вас недооценили, то у вас завышенная самооценка» 


В самом начале встречи нам сказали, что цель мероприятия - просветительская, показать, что на концерты классической музыки можно ходить любой аудитории, что в этом нет ничего страшного. Филармония предлагает широкий репертуар для не менее широкой аудитории. Екатерина Мечетина, выступая, каждый раз в особую графу ставит тех, кто в филармонии впервые. Перед  «новичками»  пианистка чувствует особую ответственность: ей нужно сыграть так, чтобы им понравилось и чтобы они впредь приходили еще и еще. Музыку Сен-Санса Екатерина считает одним из лучших вариантов для "первого раза", первого посещения концерта классической музыки. Она лирическая, мелодичная и красивая, вместе с тем интересная технически, сложная для исполнения, иногда достигает невероятных скоростей. Музыка Сен-Санса, между тем, темпераментная, значит, слушая ее, не зазеваешься (чего боятся многие).  

 

встречасмечетиной-19.jpg


«Молодые музыканты иногда заглушают личность композитора в композициях, которые исполняют... Модель «я и Моцарт» - неверная. Индивидуальность - это хорошо, а излишнему индивидуализму лучше сказать нет» 

 

Для присутствующих на встрече Екатерина исполнила одну из прелюдий Рахманинова. В течение конференции можно было убедиться, что именно музыка С.В. Рахманинова представляет для Е. Мечетиной особую ценность. Без подготовки и «собирания духом» пианистка-виртуоз направилась к роялю, словно того и ждала. Самозабвенно, словно отключившись от окружения, погрузившись в мир звуков, Екатерина сыграла нам произведение классика. До момента кульминации композиции казалось, что пианистка предельно спокойна, движения ее размерены и плавны даже на эмоциональных аккордах, но как изменился весь ее облик на том самом моменте кульминации! Екатерина словно начала играть не одними только кистями рук, но и всем телом сразу. Главное - не быть равнодушным, выходя на сцену. 


К концу полутора часовой встречи с Екатериной Мечетиной у неопытных музыкантов многое в голове выстроилось по полочкам. Действительно, это очень важно - вести диалог с профессионалом. Как бы хотелось бывать на таких встречах чаще! Nevvod надеется, что Нижегородская филармония и впредь будет привозить к нам таких интересных и глубокомысленных людей, как Екатерина Мечетина. Нам же остается только ждать следующей встречи. 

 

АЛИНА МИГУШИНА, Городской интернет-журнал NEVVOD