Наверх

История 2000 г.

 VI Международный фестиваль искусств им. А. Д. Сахарова

"Русское искусство и мир"

22-29 июня 2000 г.

Я глубоко благодарен организаторам и поддерживающим организациям этого уникального и необходимого всем нам фестиваля.
Память о Великом Человеке, гуманисте, ученом должна навсегда остаться в сердце нашего народа. Зная лично А. Сахарова, своего незабвенного друга, я думаю, что фестиваль, посвященный ему, является и символом
нашего покаяния за его раннюю смерть.
                          Всем сердцем с Вами
Ваш М. Ростропович
 

Международный фестиваль искусств имени А.Д.Сахарова в 2000 году - шестой по счету и первый в статусе члена Европейской Ассоциации Фестивалей при ЮНЕСКО. Для его инициаторов и бессменных организаторов Ольги Томиной и Валентина Берлинского предметом особой гордости является то, что в минувшем году именно Сахаровский фестиваль первым из российских фестивалей был принят в ЕАФ за всю полувековую историю этой международной организации. Это значит, что нижегородский форум "Русское искусство и мир" обрел творческую и организационную стабильность и стал общепризнанным явлением мировой культуры. 

 

За прошедшие годы у фестиваля сложился свой постоянно расширяющийся круг исполнителей высочайшего уровня. Среди новых его участников: "послы песни" из США - Филадельфийский хор мальчиков, молодой пианист Игнат Солженицын, замечательная певица Сильвия Шлютер из Нидерландов, солист Филармонического оркестра театра "Ла Скала" Данило Росси, "Доминант-квартет" из Москвы, выдающиеся музыканты из Грузии и Литвы - дирижер Джансуг Кахидзе и органист Леопольдас Дигрис, дирижер Владимир Понькин (Москва). Их программы развивают главные темы фестиваля: художественное взаимодействие, влияние и контакты России и стран ближнего и дальнего зарубежья, представление наиболее значительных явлений современного искусства, возрождение забытых или неизвестных произведений русской классики.

 

Важная для фестиваля тема великой объединяющей силы искусства на этот раз выражена в интернациональных выступлениях больших коллективов из России и США: трех нижегородских хоров, Академического симфонического оркестра Нижегородской филармонии, солистов из Москвы, хора мальчиков и мужского хора из Филадельфии, в совместном музицировании профессора Венской Академии музыки, скрипачки Доры Шварцберг, альтиста из Италии Данило Росси и ансамбля солистов "София", в концерте молодежного трио: Игорь Федоров (Москва), Данило Росси (Италия), Евгений Брахман (Нижний Новгород).

 

В репертуарной афише фестиваля - более 30 композиторских имен. Это и высокая классика, представленная именами Баха, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Брамса, Верди, Малера, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича. Это и целый ряд интереснейших премьер, концептуально важных для фестиваля: от первых исполнений в Нижнем Новгороде произведений Г.Свиридова, Г.Канчели, Р.Леденева, С.Ляпунова, голландского композитора Анны Крамер до российских премьер "Двух портретов" Бриттена и "Концертной мессы 2000" современного американского композитора Джо Фитцмартина. Исполнение этого произведения американские гости посвящают городу Нижнему Новгороду - побратиму Филадельфии.

 

Дополнительный колорит, полноту и объемность фестивальной панораме придают спектакли театров "Современник" ("Крутой маршрут" Е.Гинзбург), "Школа современной пьесы" ("Чайка" А.Чехова и "Записки русского путешественника" Е.Гришковца) и выставки классического и современного изобразительного искусства, организованные Государственым центром современного искусства и Нижегородским художественным музеем. 

 

В центре фестивальных программ - духовно-возвышенные темы, всегда волновавшие великих художников: борьба добра и зла, размышления о жизни и смерти, о вечных ценностях бытия. Быть может, в них нашли отражение глубинные процессы художественной жизни и духовных исканий на рубеже веков и тысячелетий. В год 2000-летия христианства особенно актуально звучит тема духовной связи с людьми, которых уже нет в живых, с огромной силой воплощенная в новом сочинении "Стикс" Гия Канчели, в Траурной музыке памяти Б.Бартока Лютославского, новом сочинении Р.Леденева "Скорбь и просветление", посвященном памяти Г.Свиридова, наконец, в грандиозном Реквиеме Верди, завершающем фестиваль.




Решаем вместе
Сложности с получением "Пушкинской карты" или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите - решим!