Наверх

Художественный руководитель и главный дирижер Александр СКУЛЬСКИЙ

Александр СКУЛЬСКИЙ

Художественный руководитель и главный дирижер Академического симфонического оркестра
Народный артист России

Творческая судьба Александра Скульского 55 лет неразрывно связана с Нижегородской филармонией и ее симфоническим оркестром.

Выпускник Нижегородской (1965, класс профессора М.А. Саморуковой) и Петербургской консерваторий (1971, класс профессоpа Н.С. Рабиновича), он с самого начала своей дирижерской деятельности проявил себя как музыкант высокой художественной культуры, тонкого вкуса, отличный знаток мирового оркестрового репертуара.

В 2000 году маэстро стал его художественным руководителем и главным дирижером. Не только слушатели высказывают своё восхищение мощным, захватывающим звучанием оркестра под руководством Александра Михайловича, но и профессиональное музыкальное сообщество признаёт его дар и масштаб проделанной работы. То, как вырос симфонический оркестр Нижегородской филармонии за 22 года его руководства, и что он представляет собой сегодня, отмечено многими российскими музыкальными деятелями. В репертуаре оркестра практически вся мировая классика и современная музыка.

За прошедшие десятилетия под его управлением прозвучало более 2300 программ! Были исполнены все симфонии Бетховена, Брамса, Шумана, Чайковского, Рахманинова, Скрябина, многие произведения Баха, Моцарта, Гайдна, симфонии Малера, Брукнера, Хиндемита и Онеггера, почти две сотни премьер произведений композиторов XX столетия: Бартока, Мартину, Бернстайна, Лютославского, Щедрина, Шнитке, Сильвестрова и многих других.
Дирижер выступал со многими ведущими симфоническими оркестрами, почти всеми крупнейшими хоровыми коллективами страны, лучшими российскими и зарубежными инструменталистами, среди них: В.Крайнев, Н.Петров, Э.Вирсаладзе, Н.Гутман, В.Виардо, А.Любимов, Д.Шварцберг, Ж.-Э.Бавузе и многие другие. Гастролировал во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, странах Балтии, во Франции, Австрии, Испании, Бельгии, Германии, Нидерландах, Дании, Швеции, Норвегии. С огромным успехом прошли гастроли по странам Балтии и Европы - им рукоплескали в знаменитых концертных залах, в том числе «Концертгебау» в Амстердаме, «Аудиториум» в Барселоне, Королевском дворце в Брюсселе, в Театре на Елисейских полях в Париже.

С 1976 года Александр Михайлович успешно совмещает дирижерскую деятельность с работой в Нижегородской консерватории, где в настоящее время возглавляет кафедру оперной подготовки, оркестрового и оперно-симфонического дирижирования. Профессор, автор многочисленных научных работ, статей, методических пособий. Скульский проводит международные мастер-классы. За это время выпустил около 20 учеников, некоторые из которых стали главными дирижерами ведущих оркестров России. Среди его учеников известные дирижеры Ренат Жиганшин, Евгений Клейнер, Евгений Кириллов, Дмитрий Васильев и другие.

В течение многих лет активно сотрудничает с нижегородским телевидением как автор сценариев и ведущий музыкальных программ и спектаклей, большая часть из которых показана не только местным, но и центральным телевидением. В их числе - "Кофейная кантата" Баха, представленная как одна из лучших работ на симпозиуме Международной ассоциации работников радио и телевидения в Болгарии.

Профессор, автор многочисленных научных работ, статей, методических пособий. Председатель Государственной аттестационной комиссии в Санкт-Петербургской консерватории по специальности «дирижирование оперно-симфоническим оркестром» (2011), Член жюри Всероссийского музыкального конкурса по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» (2015).

Маэстро удостоен почетных званий «Заслуженный деятель искусств России» (1990), «Народный артист России» (2004), «Почетный гражданин Нижнего Новгорода» (2014), также трижды награжден премией г. Нижнего Новгорода (1997, 2005, 2009).
22 июня 2017 года Александр Скульский награжден высшей наградой Нижегородской области – Орденом «За гражданскую доблесть и честь» III степени.
15 октября 2020 г. награжден Почетной грамотой Президента РФ за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.


Alexander SKULSKY
Аrtistic Director and Principal Conductor

Alexander Skulsky's whole professional life is inextricably up with the Nizhny Novgorod Academic Symphony Orchestra, of which he has been conductor since 1967. He graduated from the Nizhny Novgorod Conservatorie in 1965 (Prof. M.A. Samorukova class) and then continued his studies at the St.Petersburg Conservatories with Prof. N.S. Rabinovich (1971). Since his first steps as a conductor he proved to be a musician of high artistic culture and delicate taste, and also an excellent connoisseur of the world orchestra repertoire. The orchestra conducted by A. Skulsky played more than 1900 programs, including all symphonies by Tchaikovsky, Rakhmaninov, Skriabin, Beethoven, Brahms, Schumann, many compositions by Bach, Mozart, Haydn, rarely-played symphonies by Mahler, Bruckner, Hindemith. His great merit is that he discovered for the audience absolutely unknown or forgotten musical compositions, and also new composers and musicians.
He performed in Moscow, St.-Petersburg, Baltic countries, France, the USA, took part in the festivals Vienna Musical Summer (1994), Music Artists in Brussels (2002), Oleg Kagan Musikfest in Germany (2007), toured over The Netherlands, Germany, Belgium, Spain, Denmark, Sweden, Norway.
Alexander Skulsky is Professor of Nizhny Novgorod Conservatoire, author of many scientific articles and methodology manuals. He also gives intеrnаtiоnаl master classes. In 2004 he was nominated an People’s Artist of Russia.

The concerts conducted by Gorky conductor Skulsky included such rare guests as the Symphony 7 by Bruckner, Symphony 5 by Honegger, Requiem by Kerubini, the Suite from the «Gambler» by Prokofiev.
The artistic manner of Skulsky was marked here by plasticity, authentic gift for music, concentrated conductor’s will which did not bring to overtrain. I would add to it his subtle taste, his being alive to the nuances of mood and style.
«Soviet Music», Moscow

The programme so difficult for performance which Skulsky conducted demanded of technical skill. The overture «Freischuts» by Weber, which opened the concert was executed brightly and was romantically exciting. Skulsky demonstrated complete command of the orchestra and proved to be a good judge of dinamic balance. Natural ensemble of the conductor and the remarkable violinist Liana Isaakadze in A-major Concerto by Mozart and a subtle sense of style is a great success of both the artists. The music by Schubert whose «Tragic Symphony» sounded in the second part of the concert is surely not alien to the artistic nature of the conductor. The performance of the Symphony was natural and revealed the lyrical aspect of the conductor’s gift.
«Musical Personnel», Leningrad

My acquaintance with the symphony orchestra of the Gorky Philharmonic took place at the concert of the Lithuanian Academic Opera and Ballet House. The touring visitors performed the popular Overture to the opera «Ruslan and Ludmila» by Glinka. Alexander Skulsky’s temperamental conducting and the orchestra’s playing have left a favorable impression on me.
And one of these days there was a concert of the orchestra having long traditions in the Art Gallery. The performance of the First Symphony by Balakirev was especially enjoiable. Alexander Skulsky adapted himself very well to the nuances of the acoustics of the Art Gallery. The conductor went deep to the colouristics of Balakirev’s score, showed all the beauty of this epic work.
«Soviet Lithua», Vilna

Another Symphony concert of the Festival under Alexander Skulsky turned out to be sound too. Symphony 4 by Shnittke is very difficult for performance. Outwardly it seems static, monochronic in colouring, one cannot show special powers of intellect or other conducting it. But under Skulsky it made one hear all the details of the musical whole, being erected like a cathedral.
«Russia’s Musical Newspaper», Moscow




Решаем вместе
Сложности с получением "Пушкинской карты" или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите - решим!