Судьба Александра Александровича Алексеева — замечательного кинорежиссера, аниматора, художника, иллюстратора книг и русского эмигранта — сложилась в высшей степени успешно. К сожалению, в России, которую он так любил и культуре которой служил всю жизнь, о нем знают мало.
С началом революции и Гражданской войны он с немыслимыми трудностями, через Китай и Японию, сумел попасть в Париж. Там работал оформителем в русских театрах, а с его иллюстрациями, выполненными в сложнейших техниках акватинты, литографии, офорта, в конце двадцатых годов в Париже был издан ряд книг Пушкина, Достоевского, Гоголя, Гофмана, Эдгара По. После же изобретения им так называемого игольчатого экрана стал снимать анимационные фильмы, первый из которых — «Ночь на Лысой горе» — сразу принес ему мировую славу. Фильмы Алексеева «Ночь на Лысой горе», «Картинки с выставки», «Три темы» — все созданные на основе музыки Мусоргского, а также участие в великой картине Орсона Уэллса «Процесс» (впоследствии была признана одним из лучших фильмов ХХ столетия) принесли художнику мировую славу. И стержнем ее стало изобретение Алексеевым «игольчатого экрана», которое во многом послужило основой компьютерной графики и самогó художественного стиля ХХ века. «Игольчатый экран» представлял собой небольшую экранную плоскость из мягкого материала, пронизанную несколькими тысячами иголок, выступавших при надавливании и повторявших форму предмета. К тому же экран высвечивался боковым светом, а источники света менялись и двигались. В результате богатая светотень, отражение игл и, соответственно, разных графических плоскостей, в зависимости от степени и формы их выдвижения, предоставляли художнику много возможностей. Только от постановки света, — так, чтобы тени от игл шли по экрану, или так, чтобы источник света был почти перпендикулярно от камеры — возникали совершенно разные эффекты. Александр Алексеев демонстрирует принцип работы игольчатого экрана
В 1933-м он снял свой шедевр — «Ночь на Лысой горе». Восьмиминутный анимационный фильм по гениальным музыкальным фантазиям Мусоргского. Изломанные, дымные видения, летавшие по экрану в такт неведомым ритмам, произвели необычайный эффект. Потом, уже на склоне лет, в том же Париже, куда Алексеев вернулся после второй мировой, которую Алексеев пережил в США, мастер снова обратился к любимой музыке. В 1972 и в 1980 годах, совсем незадолго до смерти, маэстро создал анимационные фильмы «Картинки с выставки» и «Три темы», где опять сумел найти органичное созвучие музыкальных и пластических форм.
Другой его шедевр - «Нос» - был прежде всего посвящен Петербургу, воспоминаниям кадетского детства. «Возможности игольчатого экрана позволяли передать все богатство и нюансы движения, варьировать цветовую гамму и достигать того эффекта поэтической ирреальности в фильме, который находил полное художественное соответствие литературному источнику. Будучи принципиальным противником речевого озвучивания, Алексеев стремился найти этому необычному зрелищу адекватное музыкальное оформление».
_______________________________________________________________________________
В настоящее время нижегородцы имеет прекрасную возможность близко познакомиться с творчеством А.А.Алексеева. 10 июня в 18-30 в рамках «Дней Франции» на XIV Международном фестивале искусств им.Сахарова выступит «самый французский из всех русских музыкантов», гениальный пианист Михаил РУДЬ, который представит свой новый синтезированный проект «ГЕНИИ АНИМАЦИИ», посвященный творчеству Алексеева. В сопровождении музыки Мусоргского, Скрябина, Прокофьева и Дебюсси будут показаны три фильма Александра Алексеева («Нос», «Картинки с выставки», «Три темы») и два фильма его ученика Нормана Макларена («Фантазия», «Точки»).
В первом отделении концерта прозвучат шесть интермеццо И. Брамса, «Пейзаж» Дж. Кейджа, «Musica Ricercata» № 1, 2 Д. Лигети, «Метаморфозы» Ф. Гласса, «Perpetum Mobile» Д. Куртага.