Наверх
Мгновения музыки

 Завершился 60-й Летний сезон благотворительных концертов, насыщенный событиями и премьерами, встречами с удивительными музыкантами. Самое время вспомнить отдельные моменты, перелистать страницы календаря, и, оставив в памяти все лучшее, ожидать открытия Нового концертного сезона.



Лето 2017 года запомнилось всем нижегородцам, пожалуй, своим непостоянством и капризами погоды. Тропические дожди сменялись редкими солнечными днями, почти осенняя прохлада – изнуряющей жарой, порывистые ветра – спокойствием и затишьем. В такие дни желанными были не привычные для горожан пикники, не долгие прогулки в парках. Для кого-то способом приятно провести время стали уютные вечера в кругу друзей или семьи, для кого-то – говоря стихами поэтессы Беллы Ахмадуллиной, «тишь библиотек» или «концертов строгие мотивы».
В дни лета, со 2 июня по 28 июля, (как знак гармонии и стабильности вопреки переменчивости природы), в Кремлевском концертном зале Нижегородской государственной академической филармонии имени Мстислава Ростроповича традиционно проходили концерты Летнего благотворительного сезона. В этом году Летний сезон практически превратился в Музыкальный фестиваль: парад имен, юбилейных дат, замечательных исполнителей и произведений. Это ощущение фестиваля возникло не случайно. 80-летие филармонии, которое в 2017 году отмечается целым каскадом великолепных концертов, 100-летие со дня рождения дирижера Израиля Борисовича Гусмана (знаковой фигуры в музыкальной жизни города), юбилеи директора и художественного руководителя филармонии Ольги Николаевны Томиной и главного дирижера АСО Александра Михайловича Скульского – гирлянда событий настраивала именно на такой, праздничный, ликующий лад. Наконец, и сам Летний сезон также стал Юбилейным. 60 – лет замечательная цифра, говорящая о славной традиции, основы которой были заложены много лет назад…

Немного истории

Среди горожан, нынешних посетителей концертов Летнего сезона Нижегородской филармонии, пожалуй, найдется немало тех, кто еще помнят концерты оркестра, проходившие на Волжском откосе. Традиция проводить регулярные симфонические вечера на открытой эстраде (или как просто и почти ласково именовали ее жители города – «Ракушка») была заложена в 1958 году и продолжалась на протяжении тридцати лет. Проект этот, уникальный не только для города, но и, пожалуй, для всей страны (таким он остается и сейчас), стал возможным, благодаря инициативе тогдашнего главного дирижера оркестра Израиля Борисовича Гусмана и директора филармонии, Лазаря Михайловича Гельфонда.
Хотя сама идея носилась в воздухе уже давно. Еще до Великой отечественной войны, в 1939 году, в парке на Волжском откосе (нынешний Александровский сад) проводились пусть и не регулярные, летние концерты симфонического оркестра. А еще раньше, в июле-августе 1937 года, когда филармония только создавалась, ее первый директор Александр Коган и дирижер Семен Львович Лазерсон дали старт самым первым летним выступлениям оркестра, которые проводились на самых разных площадках города (в клубах и домах культуры, в летнем театре и парках культуры и отдыха). Вот так прослеживается связь поколений и музыкальная преемственность: первые летние концерты 1930-х годов, регулярные сезоны на Волжском откосе в 1958-1988 годах, и, наконец, современные благотворительные сезоны Нижегородской государственной академической филармонии имени Мстислава Ростроповича.
«Да, это был настоящий праздник, потому что такое стечение народа […] бывает только в особо торжественные дни». «Придите за полчаса до начала концерта, и вы уже не найдете в “партере” свободных мест – все занято. Тут можно встретить людей самых различных профессий и возрастов…» - эти фрагменты из газеты «Горьковский рабочий» 1958 года как будто описывают и ту атмосферу, в которой проходят концерты Летнего сезона сейчас. Как и тогда, слушатели в любую погоду простаивают очереди, чтобы, наконец, попасть в Кремлевский концертный зал и насладиться звуками музыки.

 

Великолепная триада

В год своего Юбилея Нижегородская филармония приглашает музыкантов, которых с нижегородской землей и с самой филармонией связывают не только теснейшие творческие контакты, но и дружеские узы. 60-й сезон Летних Благотворительных концертов был овеян той же праздничной атмосферой. В 24 концертах сезона приняли участие исполнители и дирижеры не только из различных городов России (Москва, Нижний Новгород, Чебоксары, Архангельск), но и Испании, Израиля, Нидерландов. А сам сезон обрел стройную, практически музыкальную форму, благодаря великолепной Триаде концертов: Открытие (2 июня), «Юбилейный Ola! Концерт» (16 июня), посвященный Ольге Николаевне Томиной и, наконец, Закрытие, приуроченное к 100-летию со дня рождения Израиля Борисовича Гусмана. Дирижером выступил Александр Скульский.
Все в этих трех концертах (и звучащие произведения, и сами исполнители) имело свое скрытое значение, все было отобрано со смыслом.
Так, на Открытии Летнего сезона выступали два музыканта разных поколений, судьба которых так или иначе связана с судьбой филармонии.
Утонченный Первый фортепианный концерт Фредерика Шопена исполнил Арсений Ланин, совсем еще юный музыкант, становление которого начиналось в Нижнем Новгороде. Он вышел впервые на большую сцену в семь лет, сыграв свой первый концерт с Академическим симфоническим оркестром Нижегородской филармонии. Арсений также был неоднократным участником фестиваля «Новые имена», а сейчас продолжает свое творческое восхождение уже в Центральной Музыкальной Школе при Московской консерватории под руководством замечательной пианистки, Екатерины Мечетиной, выступления которой также вписаны в историю филармонии.
В этот же вечер виртуознейший скрипичный концерт Яна Сибелиуса исполняла концертмейстер оркестра и первых скрипок Академического симфонического оркестра, Заслуженная артистка России, Екатерина Зимина.
****
Совершенно особенным был «Юбилейный Ola! Концерт» посвященный Ольге Николаевне Томиной. Все в этот вечер пребывало в гармонии: дирижерский жест Александра Скульского, авторское слово ведущей концерта, Натальи Палавиной, поздравления коллег и друзей Ольги Николаевны, памятные фотографии, демонстрировавшиеся на экранах и, конечно же, звуки музыки. Произведения, прозвучавшие в исполнении пианиста Дмитрия Каприна, юной нижегородской скрипачки Алины Фроловой, Хоровой капеллы Нижегородского хорового колледжа им. Л. К. Сивухина и конечно же Академического симфонического оркестра филармонии, красочное выступление театра танца «Солнечный бестселлер» (художественный руководитель – лауреат премии «Нижегородская жемчужина» Елена Хиценко) помогали слушателям совершить музыкальное путешествие и словно пройти путем нынешнего директора и художественного руководителя филармонии.
****
Венчал великолепную Триаду Концерт-закрытие Летнего сезона, посвященный Израилю Борисовичу Гусману.
Открывали вечер сочинения современного нижегородского композитора Владимира Холщевникова, посвященные Академическому симфоническому оркестру филармонии. Пусть сменяются поколения музыкантов, но все же – это тот самый оркестр, который когда-то называли «оркестр Гусмана», который так ценил Дмитрий Шостакович и которому выдающиеся композиторы (среди них – Георгий Свиридов, Родион Щедрин, Альфред Шнитке) доверяли исполнение своих новейших произведений.
И вновь каждая веха творческого пути дирижера была связана с определенным музыкальным произведением программы. Израиль Борисович Гусман был дирижером новых произведений, с удовольствием исполнял сочинения отечественных и зарубежных авторов. А потому наряду с торжественными произведениями Холщевникова звучал и кларнетовый концерт малоизвестного в России датского композитора Карла Нильсена (солист – артист АСО Владимир Губченко).
Израиль Борисович с особым трепетом относился к оперному дирижированию. Его проекты со студентами Горьковской консерватории на сцене Кремлевского концертного зала, звездный час на сцене Большого театра (он был приглашен дирижировать «Пиковой дамой» Чайковского и «Борисом Годуновым» Мусоргского»), работа в Детском музыкальном театре имени Н.И. Сац в Москве, где он с 1987 по 1989 год занимал пост главного дирижера – все это, как в зеркале, отразилось в музыке двух арий Чио-Чио-Сан из оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Свободно и артистично преподнесла их публике молодая солистка Нижегородской филармонии Наргиза Палванова.
Наконец завершился праздничный вечер исполнением Первого фортепианного концерта Сергея Прокофьева, написанного (и снова — круглая дата) 105 лет назад. Жизнерадостная дерзость, юмор, энергия, смелость, готовность открывать новое — все это не только черты прокофьевского стиля, но и те качества характера, которые, по воспоминаниям многих коллег и друзей, были присущи самому Израилю Борисовичу Гусману.
Символично и то, что концерт исполнял юный музыкант (и здесь возникает арка с Открытием сезона) Валентин Малинин, неоднократный участник и лауреат фестиваля «Новые имена», стипендиат Фонда «Новые имена», выпускник нижегородской ДМШ № 11 им. Б. А. Мокроусова, а ныне – учащийся центральной средне-специальной музыкальной школы при МГК им. Чайковского…
Как когда-то оркестр Горьковской филармонии под управлением Израиля Борисовича Гусмана давал музыкальное крещение новому поколению музыкантов (а среди них были и скрипачка Татьяна Гринденко, виолончелист Михаил Хомицер, пианист Владимир Крайнев), так и сегодня оркестр уже Нижегородской филармонии под руководством дирижера, народного артиста России Александра Скульского дает молодым музыкантам путевку в мир большой музыки.

60-й сезон летних благотворительных концертов НГАФ:
отрывки из музыкального дневника

Триада концертов дает некоторое представление о том, насколько ярким был 60-й сезон Летний благотворительных концертов. Но все же картина будет не полной, если не упомянуть, хотя бы кратко о других, не менее ярких мгновениях сезона. А их было немало.
Концерт 7 июня ознаменовался премьерой оперы Джакомо Пуччини «Плащ» (первое исполнение в Нижнем Новгороде). Режиссеру-постановщику Владимиру Агабабову и дирижеру-постановщику Александру Скульскому удалось не просто перенести спектакль с камерной (если не сказать, миниатюрной) сцены оперного класса Нижегородской консерватории на сцену Кремлевского концертного зала, но как будто создать заново свежее, динамичное действо, держащее зрителя в напряжении до последней музыкальной ноты. Здесь стоит отметить не только логичное постановочное решение спектакля, не только несомненную красоту музыки Пуччини, но и работу молодых солистов, студентов Нижегородской государственной консерватории (их имена), без энтузиазма и артистизма которых невозможно была бы невозможной реализация этого замысла. Среди них – Константин Кириченко, Ольга Сысуева, Дарья Рязанова, Алим Апшев, Ксения Виноградова, Александр Гостев, Александр Жаренов.
Вечер 21 июня запомнился необычным контрастом настроений и музыкальных стилей. Это были совершенно разные произведения: драматичный, нервно-взвинченный Первый скрипичный концерт Шостаковича (его исполняла солистка АСО Анастасия Шмыга), созданный в тяжелом для композитора 1948 году и музыка уже нашего времени – жизнерадостный и динамичный Концерт для альта с оркестром Марины Вишняковой, соединяющий в себе черты джаза и минимализма, напоминающий саундтреки к голливудским приключенческим фильмам. И это не удивительно. Ведь Марина Вишнякова – молодая скрипачка и композитор, выпускница Нижегородской консерватории, магистр Университета искусств в Филадельфии, организовавшая ряд исполнительских проектов и записавшая несколько альбомов – действительно сильно увлечена джазом. Исполнившая альтовый концерт солистка АСО Оксана Ворошева (ей и посвящен концерт) в тот вечер, пожалуй, разрушила стереотипы некоторых слушателей о том, что современная музыка всегда сложна и непонятна для большинства.
25 июня на сцене Кремлевского концертного зала, в память о композиторе Давиде Кривицком (в этом году ему исполнилось бы 80 лет) прозвучал его Концерт для гобоя с оркестром (в зале присутствовала дочь композитора, талантливая органистка и музыковед Евгения Кривицкая).
Концерт исполнил солист Большого театра России, гобоист Иван Паисов. Его утонченная манера игры, внимание к мельчайшим выразительным деталям, богатейший репертуар (от старинной музыки XVI века до сложнейшей современной музыки) были уже известны тем слушателям, которые в прошлом году посетили концерт «Лики Шекспира» (автор идеи – Евгения Кривицкая) в рамках Сахаровского фестиваля. Теперь Иван Паисов смог раскрыть свой талант в Летнем сезоне перед тысячной аудиторией Кремлевского концертного зала.
Июльские вечера 5 и 7 июля были связаны с выступлением дирижера Валентина Жука. Его спокойная, интеллигентная манера разговора и дирижирования, человеческое и музыкальное обаяние, сам выбор произведений (моцартовская программа 5 июля и романтические произведения Чайковского, Изаи, Франка – 7-го) имели отклик у слушателей и оставили после себя ощущение гармонии и теплоты. Особенным украшением моцартовского вечера стали две арии Керубино из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», которые мастерски исполнила солистка филармонии Наталья Грушко.
На концерте 9 июля Академический симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Скульского и скрипачка, солистка камерного ансамбля «Солисты Москвы» Ольга Колгатина будто вступили в диалог с переменчивой летней погодой. Были исполнены знаменитые произведения: «Времена года» Антонио Вивальди и «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. Своеобразное сопоставление сезонов календарного года, эпох и композиторских стилей завершилось Концертом «Лето» Вивальди и его знаменитой «Грозой»: «Бьют молнии, грохочет гром, и спелые колосья вырывает гроза безжалостно кругом»…
Ликующий, жизнерадостный мир испанской сарсуэлы (к сожалению, малоизвестной в России) был открыт нижегородским слушателям 12 июля. Этот жанр, близкий оперетте, но все же истинно испанский, связанный с драматургией Лопе де Вега и Кальдерона, с местным фольклором, с темпераментными мелодиями и ритмами Испании, полюбился публике благодаря певицам Лали Чалайа и Марии Рейес Мораледа, превратившим обычный концерт в целое театральное представление.
14 июля Ансамбль ударных инструментов под руководством заслуженного артиста России, солиста АСО, Валентина Гордеева представил оригинальную программу, в которой невесомый мир фантазий и грез из «Детского альбома» Чайковского соединялся с вполне «взрослыми», известнейшими сочинениями Хачатуряна, Кажлаева, Равеля и Иверсона. Музыканты, используя тембры только ударных инструментов, их непривычные сочетания в каждом из произведений подчеркнули что-то свое: хрупкость и грациозность, ритмичность и темпераментность, волшебство и сказочность…
Концерт 16 июля запомнился исполнением грандиозного вокального цикла Дмитрия Шостаковича «Из еврейской народной поэзии». Солисты Ульяна Ракова (сопрано), Галина Жебрун (меццо-сопрано), Евгений Скорочкин (тенор) и оркестр филармонии (звучавший в удивительном балансе с голосами певцов) под управлением Владимира Онуфриева передали весь драматизм и экспрессию музыки Шостаковича.
Совершенно иным по характеру был концерт «Прогулки по Бродвею» (21 июня) с участием солистов Камерного музыкального театра оперы и музыкальной комедии имени В. Т. Степанова. В исполнении певцов (заслуженный артист РФ Сергей Миндрин, Марина Степанова, Дарья Тюрина, Анастасия Павлина, Марина Гиоргадзе) и Академического симфонического оркестра под управлением Бориса Схиртладзе прозвучали шедевры оперной музыки и популярные песни из оперетт.
Предшествующий закрытию сезона вечер 26 июля вновь был соткан из контрастов. Здесь Элегия из «Серенады для струнных» Чайковского и Интермеццо из оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи оттеняли жизнерадостную, праздничную музыку Россини (знаменитая увертюра к опере «Сорока-воровка») и Иоганна Штрауса («Кайзер-вальс», «Персидский марш», полька «На охоте» и вальс «На прекрасном голубом Дунае»).
Конечно, даже в рамках развернутой обзорной статьи невозможно уделить внимание всем дирижерам и солистам, выступившим за время 60-го Летнего сезона. И все же о них следует сказать несколько слов. Так, среди дирижеров, вставших за пульт Нижегородской филармонии были лауреат Всероссийского конкурса Тимофей Гольберг, Ренат Жиганшин, заслуженный деятель искусств Чувашской республики Ольга Нестерова, заслуженный деятель искусств России Виктор Куржавский.
Среди приглашенных солистов – музыканты Владимир Солуянов (скрипка, Москва), Владимир Забабуркин (виолончель, Москва), Денис Громов (фортепиано, Москва).
По традиции с оркестром выступали сольно и артисты АСО: скрипачи Геннадий Егин и Леонид Голобородько, Светлана Зверева и Мария Мазун; альтистки Маргарита Кувшинова, Екатерина Пятижерцева, Карина Кузьмина, виолончелистка Наталья Гусихина и контрабасист Юрий Барсуков. С сольными программами выступили и духовики: Сергей Смирнов (тромбон), Георгий Сибилев (труба), Михаил Полунов (труба), Андрей Малых (флейта), Екатерина Метелева (английский рожок, гобой), Артем Васенин (гобой), Наталья Полунова (флейта).
Украшением многих концертов были вокалисты, солисты музыкально-литературного лектория Нижегородской филармонии. Каждый из них – состоявшийся артист, за плечами которых опыт прошлых выступлений на самых разных концертных площадках, годы совершенствования своих вокальных данных и оттачивания актерского мастерства. Среди них Татьяна Андреева, Ирина Мантурова, Марина Бойчевская и Герман Десятников, а также многие другие исполнители, блиставшие на камерных концертах музыкально-театрального лектория «Все мы театралы» (19 июня) и «Классика +» (10 июля).

Вместо финала

В филармонии продолжается Юбилейный 2017-й год и любители музыки уже предвкушают открытие нового Концертного сезона. Встреча с Владимиром Спиваковым и «Виртуозами Москвы», музыкантами Центра оперного пения Галины Вишневской – лишь начало пути, полного славных встреч и удивительных открытий. Время летит быстро. Не за горами уже и 2018-й год, когда Кремлевский концертный зал гостеприимно откроет двери для участников 15-го (и снова Юбилей!) Международного фестиваля искусств имени А. Сахарова. Но это будет уже совсем другая история.
 

Олеся Платонова

17 Август 2017




Решаем вместе
Сложности с получением "Пушкинской карты" или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите - решим!