Наверх
"Река талантов" в Нижегородской филармонии

Нижегородская государственная академическая филармония им. М.Ростроповича и Санкт-Петербургский Дом музыки приглашают нижегородцев на симфонический концерт "Река талантов" с участием академического симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России Александра СКУЛЬСКОГО и молодых талантливых солистов, лауреатов международных конкурсов Арины РАБЕНКОВОЙ (кларнет), Софьи МОРОЗОВОЙ (флейта) и Ярослава КОВАЛЕНКО (фортепиано).

"Река талантов" - проект, задуманный художественным руководителем Санкт-Петербургского Дома музыки, народным артистом России Сергеем РОЛДУГИНЫМ, и ориентированный на талантливых студентов и выпускников российских консерваторий, начинающих свою сольную карьеру и готовящихся представлять Россию на международных конкурсах, где предполагается выступить с оркестром.

Концерт состоится 21 января в 18:30 в рамках абонемента №21 "Санкт-Петербургский дом музыки представляет".

В программе вечера:

К.М. фон ВЕБЕР. Концерт №1 для кларнета с оркестром фа минор ор.73 (24’)
Allegro - Adagio ma non troppo – Rondo. Allegretto

К. РЕЙНЕКЕ. Концерт для флейты с оркестром ре мажор ор.283 (25’)
Allegro molto moderato - Lento e mesto - Moderato

С. РАХМАНИНОВ. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор ор.43 (25’)


Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор всемирно известной оперы «Вольный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений — два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Вольном стрелке». Два Концерта для кларнета с оркестром создавались композитором непосредственно, один за другим, и впервые были исполнены в 1811 году. Как все произведения с участием кларнета, они предназначались Вебером известному кларнетисту того времени Генриху Берману и выполнялись по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Концерт №1 сохраняет характерную трехчастную форму (Allegro – Adagio ma non troppo – Rondo. Allegro), но композитор привносит в нее новое романтическое содержание. Здесь господствует образ одинокого героя (порученный кларнету, он предстает перед слушателями, как лирический персонаж, благодаря мягкому тембру инструмента), где каждая часть позволяет обозначить разные психологические грани личности.

Имя Карла Рейнеке — немецкого пианиста, дирижёра, композитора и музыковеда — было хорошо известно в Европе. Он преподавал в Лейпцигской консерватории (среди его учеников были Э. Григ, М. Чюрленис и др.), более 30 лет возглавлял оркестр Гевандхауза. В 1883 и 1889 годах Рейнеке выступал в России с исполнением собственных сочинений. Обширный список творений Рейнеке включает произведения разных жанров, в которых отчетливо слышны влияния крупнейших немецких музыкантов того времени — Р. Вагнера и И. Брамса. Из масштабного наследия композитора в наши дни можно услышать только несколько произведений, в том числе Концерт для флейты с оркестром, написанный в 1908 году, когда композитору было уже 84 года. Он решен Рейнеке как лирическое в целом произведение, где господствуют ностальгические настроения, стремление к красоте музыкального звучания, разнохарактерное использование солирующего инструмента. Композитор нигде не выходит за рамки традиционной концертной формы; первая часть Концерта (Allegro molto moderato) с его живописными, почти пейзажными настроениями сменяется лирической зарисовкой второй части (Lento e mesto); завершается все ярким финалом (Finale, moderato), состоящем из нескольких разнохарактерных эпизодов.

Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром была написана Сергеем Рахманиновым в годы эмиграции в 1934 году, и ее часто называют Пятым фортепианным концертом композитора. Рахманинов положил в основу сочинения форму вариаций, где в качестве главной темы выступает знаменитый Каприс для скрипки соло № 24 Н. Паганини, к которому в разное время обращались многие композиторы, в том числе Ф. Лист, И. Брамс и другие. Гений Рахманинова, его умение раскрывать все грани первоначального образа позволили ему в рамках жанра Рапсодии создать фантастическую по красоте, виртуозности, художественному богатству инструментальную пьесу, где присутствуют и знаменитая тема католического песнопения Dies Irae («День гнева»), и лирически распевные мелодии, причудливо сплетающиеся и образующие многоплановые музыкальные образы. Тема 24 каприса Паганини, преобразованная в 24-х вариациях, воспринимается как театральное действо, где на наших глазах раскрываются захватывающе интересные события. Не случайно знаменитый русский балетмейстер Михаил Фокин создал на основе Рапсодии одобренный композитором балетный сценарий, который детально представлял сюжетную драматургию Рахманинова.

14 Январь 2022