Наверх
Финалисты всероссийского проекта «Река талантов» в первой программе абонемента №20 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОМ МУЗЫКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ»

8 ноября финалисты всероссийского проекта «Река талантов» Диана СЕДОВА (арфа) и Игорь ПЕТРОВ (фортепиано) сыграют вместе с академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением маэстро Владимира ПОНЬКИНА в первом концерте абонемента №20 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОМ МУЗЫКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ».

В программе:
ШОСТАКОВИЧ. Праздничная увертюра op.96
ГЛИЭР. Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор op.74
Allegrto moderato – Thema mit Varianten. Andante – Allegro giocoso
Солистка – лауреат международного конкурса Диана СЕДОВА (арфа)
РАХМАНИНОВ. Концерт №2 для фортепиано с оркестром до минор ор.18
Moderato - Adagio sostenuto - Allegro scherzando
Солист – лауреат международных конкурсов Игорь ПЕТРОВ (фортепиано)

Дирижер – главный дирижер оркестра, народный артист России Владимир ПОНЬКИН

📃Праздничная увертюра ор. 96 была написана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в 1954 году, ее премьерное исполнение в Большом театре в Москве было приурочено к 37-й годовщине Октябрьской революции. Увертюра обнаруживает все основные черты жанра: она отличается приподнятым характером, праздничным, ликующим колоритом; ее открывают торжественные звучные фанфары медной группы. Общий строй сочинения близок известной увертюре М. И. Глинки к опере «Руслан и Людмила», в нем проявляется та же классичность и соразмерность разделов. Праздничная увертюра стала одним из самых оптимистичных сочинений не только у Шостаковича, но и в советской музыке в целом.

📃Имя Рейнгольда Морицевича Глиэра тесно связано с историей становления и развития русско-советской композиторской школы. Выпускник Московской консерватории, а позднее ее профессор, Р. М. Глиэр многое сделал для развития отечественных театральных и инструментально-симфонических жанров. Ему принадлежат знаменитые балеты «Красный мак» (1927), «Медный всадник» (1949), ряд опер на национальные сюжеты, камерно-инструментальные и вокальные циклы. Особую известность получили сочинения, написанные в жанре концерта, среди них — созданный впервые в мировой практике Концерт для голоса (колоратурного сопрано) с оркестром (1943). Концерт для арфы с оркестром, написанный в 1938 году, называют среди первых, рассчитанных на арфу с двойной педалью. Он стал событием в музыкальной жизни страны. По своему образному строю сочинение продолжает традиции музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, проявляющиеся в особой возвышенности и трепетности звучания. Новое произведение предназначалось автором для известной арфистки Ксении Эрдели, сделавшей этот инструмент по-настоящему концертным. Ей же принадлежит и редакция партии арфы, выполненная по просьбе Р. М. Глиэра. Композитор сохраняет характерную трехчастную структуру Концерта, где первая часть (Allegro moderato) построена на сопоставлении эпичной темы главной партии, исполняемой солирующей арфой и подхватываемой оркестром, и темы побочной партии, песенной по характеру; ее первое проведение поручено кларнету, арфе же отведена роль второго голоса. Вторая часть (Thema mit Varianten. Andante) написана в форме вариаций, здесь основная, лирически-мечтательная мелодия получает яркое развитие в шести вариациях, где арфа то уступает оркестру, то проводит с ним диалог. Быстрый финал (Allegro giocoso) построен на сопоставлении контрастных тем — танцевальной, почти плясовой первой и напевной второй, где отчетливо слышны интонации советских песен.

📃Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мирового искусства. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство. Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Свое сочинение С. В. Рахманинов посвятил известному врачу Н. В. Далю (1860–1939), который помог композитору в трудный для него жизненный период. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признание слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам друга композитора, писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими финальными пассажами.

🗓8 ноября | 18:30 | ККЗ
✅Абонемент № 20 «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОМ МУЗЫКИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ»
▪ШОСТАКОВИЧ, ГЛИЭР, РАХМАНИНОВ
🎟500-600 руб. (можно по Пушкинской карте)
🌐билеты

07 Ноябрь 2023




Решаем вместе
Сложности с получением "Пушкинской карты" или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите - решим!