Наверх
«ИНСТРУМЕНТЫ И ЛИЦА ОРКЕСТРА»

Что ждет нас на концерте 18 декабря?

1. Валерия СИЛКИНА и Екатерина БАРАНОВА исполнят «Три мадригала» для скрипки и альта Мартину
«В музыкальном произведении всегда есть какая-нибудь программа. Она отражается и в том случае, когда это особо не подчеркивается и не выражается в словах, — это внутренняя жизнь художника, его убеждения, его концепция мира, его стремление выразить самого себя», - так писал чешский композитор Богуслав Мартину. В 16 лет он становится студентом Пражской консерватории, а в 33 года попадает в Париж, где продолжает свое образование. Мартину — эрудированный скрипач и органист, щедро одаренный фантазией, композитор-лирик, тонко и поэтично воспринимающий мир.
Многолетнее увлечение ренессансной полифонией отразилось в «Трех мадригалах», написанных композитором в 1947 году. Они разделяют виртуозность инструментальных дуэтов Моцарта и буйство богемской и моравской народной музыки.

2. Наталья ГРИГОРЬЕВА и Надежда ХЛЫНОВА исполнят Постлюдию №3 для виолончели и фортепиано Сильвестрова
Простота, тихое звучание сочинений нашего современника Валентина Сильвестрова кажутся подчас несколько наивными и напоминают давно ушедшую эпоху Шуберта и Мендельсона. В окружении эпатирующих публику опусов композитор обращается к самым безыскусным и незамысловатым сторонам человеческой натуры, к лирико-созерцательному состоянию души, к просветленному и спокойному строю мыслей, к «новой простоте».
В Постлюдии композитор прощается с прекрасным миром романтической элегии. Он вспоминает лирику XIX века и собственное творчество. «Время не должно быть занудным. Оно может течь медленно, необычно, секунда может равняться минуте и наоборот, время должно ощущаться как преображенное», - убежден композитор. Медленный темп, остановки, звучащие паузы предлагают слушателю возможность внутреннего осмысления, интонирования прозвучавшего.

3. Кристина КАЧАЛОВА и Оксана СОНИНА исполнят Дуэты из цикла «44 дуэта для двух скрипок» Бартока
Самобытность искусства Белы Бартока связана с изучением богатейшего фольклора Венгрии и других народов Восточной Европы. Познакомившись с методами собирания фольклора, он отправлялся в экспедиции, записывая в деревнях и селах венгерские и словацкие народные песни, существенно отличающиеся от популярного венгеро-цыганского стиля вербункош.
Основу сборника «44 дуэтов для двух скрипок» составляют народные темы – от печальных песен Валахии, расположенной на юге современной Румынии, до сербских заводных вихревых танцев, от солдатских песен и венгерских маршей до колыбельной, сказки или детской дразнилки. Цикл скрипичных дуэтов Бартока – это своеобразные «Времена года» с красочным описанием обрядов и праздников из жизни простых сельских обитателей центральной Европы начала XX века. На концерте дуэты прозвучат в переложении для двух альтов.

4. Екатерина АЛЕКСЕЕВА и Надежда ХЛЫНОВА исполнят «Шесть испанских народных песен» де Фальи.
«Я стремлюсь к искусству столь же сильному, сколь и простому. Его цель — порождать чувство во всех его аспектах», - писал композитор Мануэль де Фалья. Автор создал Сюиту в 1914 году, незадолго до возвращения из семилетнего пребывания в Париже. Написанная для голоса и фортепиано сочинение является одним из наиболее часто исполняемых произведений на испанском языке.
Музыка основана на народных мелодиях. В сюите слышна и знаменитая андалусская песня «Мавританская ткань»; лирический шедевр - колыбельная «Nana»; блестящая цыганская песня «Polo»; стилизованная под мелодии Арагона «Jota»; одна из поэтических жемчужин Фальи – «Asturiana». Опус настолько популярен, что существуют переложения для множества инструментов, в том числе для скрипки и виолончели.

5. В исполнении Веры ВЬЮШИНОЙ и Надежды ХЛЫНОВОЙ прозвучат Пьесы-фантазии для виолончели и фортепиано Шумана.
Свои «Фантастические пьесы» для кларнета и фортепиано Роберт Шуман сначала назвал «Вечерними». Вероятно, они были написаны «на вечер», для домашнего концерта. В такой обстановке их впервые исполнили жена композитора Клара Шуман и дрезденский музыкант Иоганн Кóтте. Автору, вероятно, хотелось, чтоб его пьесы могли исполнять не только кларнетисты. Ради этого он указывает, что инструмент можно заменить скрипкой или виолончелью.
Неизвестно, почему Шуман переименовал цикл, но очевидно одно: слово Fantasiestücke ему очень нравилось, он неоднократно так называл свои камерные опусы (существуют три «тёзки» – два цикла пьес и фортепианное Трио). Считается, что это название композитор позаимствовал у Гофмана: первые три тома новелл Гофман опубликовал в 1814 г. под заголовком «Fantasiestücke in Callots manier» («Фантазии в манере Callots»). Шуман объединяет в цикл три разнохарактерные пьесы и предписывает, кáк каждую из них исполнять. Первую – «нежно и выразительно», вторую – «оживлённо и легко», а третью – «живо и с огнём».

6. Владимир ДОРОХИН и Надежда ХЛЫНОВА исполнят Вокализ для скрипки и фортепиано Рахманинова.
Вокализ Сергея Рахманинова уже давно стал одним из музыкальных символов России. Сочинение для голоса в сопровождении фортепиано композитор создал в сентябре 1915 года для знаменитой певицы А.В. Неждановой, которая стала и первой исполнительницей «Вокализа».
В музыке опуса – глубокая печаль, окрашенная невыразимой нежностью; в ее льющейся мелодии – удивительная широта, вызывающая в памяти бескрайние русские просторы. Но в ней же, словно предвидение-предчувствие будущего – революции, расставания с близкими, эмиграции, – неизбывная тоска по безвозвратно утраченной Родине…
После исключительного успеха сочинения, музыкальный деятель Н. Г. Струве посоветовал Рахманинову переложить сочинение для голоса и струнного оркестра. Позднее были сделаны авторские аранжировки для оркестра, виолончели с фортепиано, а также скрипки. Именно в этой транскрипции солист Академического симфонического оркестра Филармонии исполнит миниатюрный шедевр композитора.

Стоимость билетов -  400 руб. 
 
 

 

15 Декабрь 2023




Решаем вместе
Сложности с получением "Пушкинской карты" или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите - решим!